Консультация для родителей

«Психологическая готовность ребенка к школе. Основные аспекты»


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Для того, чтобы эффективно подготовить ребенка к первому классу школы, необходимо понимать, что значит готовность к школе и четко представлять себе какой он, ребенок готовый к школе.


Прежде всего, разберемся, какая бывает готовность к школе. Можно условно разделить ее на педагогическую и психологическую.


Педагогическая готовность – это тот уровень знаний, умений и навыков, которые формируются у ребенка в период посещения детского сада и если ребенок усвоил программу детского сада – он готов к школе, т. е. у него есть запас знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения в школе.


Психологическая готовность к школьному обучению - есть необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (Н. И. Гуткина).


Составляющие психологической готовности:

Мотивационная готовность - выражается в положительном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Это внутреннее желание ребенка стать школьником, готовность принять на себя новую социальную роль. Ребенок, внутренне готовый к школе, говорит: «Я хочу пойти в школу, чтобы учиться, чтобы все узнать». Ребенок, у которого не сформирована внутренняя позиция школьника, часто говорит: «Я хочу в школу, потому, что там можно играть на переменах, мне купят красивую форму и пенал».

Волевая готовность - умение сознательно ставить и достигать цели, подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать педагога и точно выполнять задания, умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре. Другими словами – сформированность произвольного поведения. Когда ребенок может дослушать задание до конца, а не сразу хватать карандаш и рисовать после слов педагога: «Давайте сейчас нарисуем… »; когда может действовать по заданному образцу, а не объяснять педагогу: «Мне так больше нравится, я ТАК хочу это сделать! ». То есть, когда «надо» побеждает «хочу». То есть, умение самостоятельно ставить несложную цель и достигать ее (например, понять задачу и решить ее, запомнить стихотворение и т. п.)

Интеллектуальная готовность - достаточный уровень развития познавательных психических процессов, таких как: мышление (умение анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть общее и разное) ; умение понимать простые символы (знаки «плюс-минус, равно, больше-меньше»).

У ребенка должно быть достаточно устойчивое внимание - умение сконцентрироваться на задании, удержать внимание в течение всего занятия, уметь переключать внимание с одной деятельности на другую в нужный момент; развита память – умение запомнить нужный объем информации (5-7 единиц, а так же умение удерживать в памяти задание педагога, умение воспроизвести информацию по просьбе педагога; достаточный уровень развития речи – достаточный словарный запас для того, чтобы формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы, развернуто отвечать на вопрос.

Эмоциональная готовность - умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать в случае необходимости, чувство товарищества. Умение понимать себя и окружающих, их эмоции и поступки.


Сформированность необходимых навыков письма (графических навыков) – умение правильно держать карандаш, ориентироваться на странице, выполнять графические диктанты, умение регулировать силу нажима при письме.