Д и а г н о с т и к а

         

          Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.). 

 

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера
  • Адаптация детей к ДОУ

 

Психологическая диагностика проводится, в зависимости от возраста ребенка, поставленной проблемы.

  • психологическое обследование детей  3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей  4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей группе риска.  Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. 
  • психологическое обследование детей  5 – 6 лет  (старшая группа) проводится  с целью определения уровня развития детей, формирование коррекционных групп.  Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме.  Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей для коррекционно-развивающие работы. 
  •  психологическое обследование в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. 

            Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы.  

Параметрами наблюдения являются:

  • эмоциональное состояние ребенка,
  • аппетит,
  • сон,
  • участие в игровой и совместной деятельности,
  • частота заболеваний и др. 

На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

        В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке психолога  ДОУ.

        Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

 

 

 

Рекомендуемый пакет  психодиагностических методик для

педагогов - психологов детских общеобразовательных учреждений

 

 

 

 

Перечень психодиагностических методик и тестовых проб,

рекомендованных к использованию в практике педагога-психолога ДОУ

 

 

 

 

Название методики

Источники

I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её

компонентов

Операциональные характеристики деятельности ребёнка

1.

Методика Пьерона-Рузера

Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

          2.

Корректурная проба

1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.  – М.: Роспедагентство, 1994.

3.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

        3.

Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте)

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии

 и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического

 развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.

Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      4.

Графический диктант

по Д.Б. Эльконину

 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.

2.  Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

3.  Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988.

 

Особенности мнестической деятельности

      5.

Запоминание двух фраз

 1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      6.

Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина)

 

 

Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности

       7.

Исследование представлений о величине (на предметном уровне)

 

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

8.

Разрезные картинки

(есть у Е.А. Стребелевой)

 

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

9.

Кубики Кооса

 

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

10.

Прогрессивные матрицы             Дж. Равена (Цветные матрицы Равена - детский вариант)

 

1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке  психического развития ребенка:  дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Особенности сформированности понятийного мышления

11.

 Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)

 

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

12.

Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

 

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16.

 

Исключение предметов      (4-ый лишний)

 

 

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994

 

Вербально-логический компонент познавательной деятельности

 

Выбор простых аналогий

(с 7 лет)

 

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:  дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

 

Подбор парных аналогий

(с 7 лет)

 

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Выделение существенных признаков (с 7 лет)

 

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:  дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

 

Определение понятий (с 6,5 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Исключение понятий

(с 6,5 лет)

 

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Установление последовательности событий (с составлением рассказа)

 

1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. - М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием

 

Свободный рисунок (человек, школа, др.)

 

 1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное  руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

 

Изучение индивидуально-психологических особенностей

 

Тест тревожности Р.Теммл, М. Дорки,

В. Амен

 

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе.  Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1996.

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. - С. 19-28.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.

 

Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования детского самосознания»

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.  - М.: Когито-центр, 1998. – 24 с.

 

«Домики»

О.А. Ореховой

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002.

 

Тест Рене Жиля

 

1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.

2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1.

3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с.

 

Уровень произвольной регуляции деятельности

 

Определение уровня

развития произвольной регуляции деятельности (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с. 

 

Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков

В.Д.Психолого-педагогическая готовность

к школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с.

 

 

 

Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется

использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый

образовательный уровень    (к обучению в школе)

 

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Методическое руководство. - СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий

2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни, 6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

     3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к школе.

    1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к        

        школе. - М.: Владос, 2001. – 256 с.

    2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности

        детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им.        

       К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с.

 4. Карта наблюдений Стотта.

 1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий "трудных" детей. / Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.

2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.)

5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская)

 НПЦ Психодиагностика